НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт Управления и Информатики
Начиная урок с опроса, учительница вызывает двух учеников к доске: а) начертить линию времени и нанести на нее даты первой Пунической войны; б) начертить схему римского легиона.
Тем временем класс под руководством учительницы вспоминает, где находился Карфаген. Учащиеся находят этот пункт на картах в учебнике, на стенной исторической карте и на стенной географической карте. При этом отдельные ученики по вызову учительницы называют необходимые географические ориентиры: Северная Африка, южный берег Средиземного моря и т. д. Так учительница учит школьников ориентироваться по любой карте.
Далее вспоминают причины первой Пунической войны. Учительница учит учащихся точным формулировкам, показу по карте (покажи остров Сицилия), последовательному рассказу по плану, заранее написанному на доске. Затем внимание переключается на доску: правильно ли начерчена линия времени? Правильно ли указаны даты? Правильно ли изображена схема построения легиона? Ученик дает краткое объяснение, как было устроено римское войско в III в. до н. э.
Опрос на следующем уроке еще более поучителен. Один из учащихся рисует на доске линию времени и наносит даты первой и второй Пунических войн, другой чертит две схемы битвы при Каннах. В это время весь класс участвует в разборе устных ответов товарищей о полководце Ганнибале, о переходе его войск через Альпы; они следят за рассказом, вносят исправления, дополнения, уточнения. Приступая к рассмотрению того, что нанесено на доску, учительница ставит классу вопросы: правильно ли указаны даты? Почему цифры, обозначающие эти даты, идут в обратном порядке? Правильна ли схема битвы при Каннах? (Учащиеся указывают недочеты: плохо нарисован полумесяц, не показано движение конницы и т. д.) После уточнения схемы следует краткий рассказ о битве.
Хотите испыть удачу? Играйте в вулкан слоты 24 и выигрывайте.
Так учительница упражняет учащихся в воспроизведении схематических планов, анализе схем, пользовании схемой при рассказе. Опрос продолжался около 20 минут. Но это не было напрасной затратой времени. Весь без исключения класс напряженно работал; учительница вызвала 17 человек (для ответа на вопрос, для объяснений, показа по карте и т. д.). Школьники все это время учились, упражнялись в различных приемах работы, активно вспоминали и воспроизводили пройденное.
Такой опрос-показ возможен лишь при условии, если изучение нового материала представляет собой не только изложение, т. е. устную передачу исторических сведений, но показ и обучение различным приемам учебной работы, т. е. учение. И действительно, как проходила вторая половина работы? Н. А. Полетаева предложила учащимся открыть учебники, прочитать название нового параграфа и заголовки пунктов, установив, таким образом, план новой темы. «О каких же дальнейших завоеваниях римлян во II в. до н. э. мы узнаем?» — учительница быстро рисует карту-схему Италии, Сицилии и Карфагенского побережья. Ученики сразу же (без напоминания учительницы) берутся за тетради и воспроизводят схему. В ходе урока на схему наносят три стрелки, направленные из Италии: на Карфаген, на Македонию, на Грецию. В ходе предельно сжатого, но очень яркого рассказа о штурме Карфагена учительница учит ребят разбору иллюстраций в учебнике («Осада крепости римлянами» и «Бой в Карфагене»), вычленяя все существенные детали (римская черепаха и др.) и подводя учащихся к выводу о характере войны. Приступая к сообщению о завоевании Македонии, учительница отсылает школьников к старому материалу § 42 (распад державы Александра Македонского), вырабатывая умение быстро находить нужную справку в учебнике.