НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт Управления и Информатики
Изучение способности младенца к имитации — это еще одна активная область исследования. Пиаже считал, что способность к имитации появляется постепенно на первых месяцах жизни. В широком смысле последовательность, предложенная Пиаже, подтвердилась. Например, имитация звуков с которыми едет грузовое такси. Или же движения руки человека или действий руки с объектами, вероятно, неуклонно развивается во время младенческого периода начиная с месячного или 2-месячного возраста; имитация двухсложного действия возможна только когда ребенок начинает ходить, вероятно, в 15-18 месяцев. По-видимому, в двух аспектах способности младенцев к имитации Пиаже ошибался.
Во-первых, хотя Пиаже полагал, что дети не могут имитировать мимику других людей примерно до подстадии 4, достаточное количество исследований в настоящее время свидетельствует о том, что новорожденные способны имитировать по крайней мере некоторые движения лица, в частности высовывание языка. То, что новорожденные действительно имитируют, является поразительным и удивительным фактом, полностью, однако, согласующимся с исследованием, говоря о том, что новорожденные способны к тактильно-визуальной кросс-модальной передаче.
Пиаже также считал, что отсроченная имитация, при которой ребенок видит какое-либо действие и затем имитирует его позже, когда модель уже не видна, возможна только на подстадии 6, поскольку отсроченная имитация требует определенной внутренней репрезентации. Еще раз напоминаю, что последние исследования указывают на более раннее развитие этой способности. По крайней мере одно исследование показывает, что дети уже в 9 месяцев способны на 24-часовую отсрочку имитации. К 14 месяцам младенцы могут вспомнить и позже сымитировать действия человека через 2 дня. Эти данные подтверждают тот факт, что дети данного возраста могут научиться и действительно учатся специфическому поведению через моделирование, даже когда у них нет возможности имитировать поведение непосредственно. Даже очень маленькие дети обучаются таким способом, наблюдая за другими, будь то товарищи по игре или взрослые.