НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт Управления и Информатики
Первые портретные изображения, с которыми имеют дело пятиклассники,— бюсты Фемистокла и Перикла. После ознакомления с деятельностью Перикла предложим учащимся внимательно рассмотреть его скульптурный портрет, затем прочитать краткую характеристику Перикла в тексте учебника. «Какие черты этого деятеля выразил скульптор? Найдите в тексте два слова, наиболее подходящие к портрету. Каким же изображен Перикл? (Спокойным, величавым!) Что еще примечательно в его внешности? Какое лицо у Перикла — круглое или продолговатое, овальное? (Овальное, слегка вытянутое!) Какая борода? волосы? (Борода и волосы волнистые, вьющиеся! На голове его высокий шлем.) А теперь попробуйте сами описать внешность Перикла по портрету!»
Аналогично проводится работа по изображению Александра Македонского. После ознакомления с личностью полководца, чтения отрывка из Плутарха (в учебнике) учащиеся рассматривают фрагмент помпейской фрески. Учитель предлагает найти на этой же странице учебника слова, которые больше всего подходят к изображению А. Македонского. Школьники быстро находят нужное: энергичный, смелый, но жестокий и вспыльчивый. Таким образом, на первых шагах работы с историческим портретом школьники опираются на текст учебника. Задача заключается в том, чтобы найти в тексте уже готовые определения. Хотите заниматься разведкой месторождений полезных ископаемых? Выбирайте каргту. Этот ВУЗ специализируется на подготовке инженеров по горным специальностям.
Следующий шаг мы делаем на материале урока «Культура Восточного Средиземноморья в III—II веках до нашей эры» в связи с характеристикой скульптуры этой эпохи сравнительно со скульптурой эпохи Перикла. Здесь учащиеся под руководством учителя проведут сравнение портретной статуи Демосфена с бюстом Перикла. «Можно ли сказать, что лицо Демосфена спокойно? Что же можно сказать о выражении его лица? (Он задумался, он переживает!) Как скульптор показал, что Демосфен переживает, из чего это видно на скульптуре? (Он нахмурил брови, на лбу морщины!) Подумайте, что тревожило Демосфена?» В данном случае школьники более самостоятельно анализируют детали портрета, создающие впечатление озабоченности, глубокой тревоги.