Тел.:8 (499) 198-43-29Тел.: 8 (495) 723-28-45E-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Урок математики
17.07.2015
Учитель задал вопрос, в котором сконцентрирована суть разгоревшегося спора: вы действуете по собственному произволу или по условиям задачи (реплика 66). Вопрос остается неуслышанным. Следовательно, сегодня, на этом уроке преждевременно решать задачу, требующую одновременного удерживания обеих точек зрения. Полный анализ условий такой задачи пока еще никому не по силам. Учителю остается только похвалить детей за усилия (реплика 70) и не требовать непосильного.
Следующая - последняя сценка этого урока необычна и для этого учителя, и для системы Эльконина - Давыдова. Учитель подсказывает (реплика 71): для решения этой задачи необходимо ввести дополнительное условие. Подсказка заведомо останется непонятой, она делается не для того, чтобы разрешить спор, привести класс к полному взаимопониманию (пониманию всей полноты ориентировки действий с числовой прямой). Последний эпизод (подсказка) нужен для того, чтобы у детей не возникло ощущение тупика, тщетности усилий, чтобы они ушли с этого урока победителями. Но если понимание и взаимопонимание построить не удается, то игры в демократию неуместны. Поэтому, получив нужный ответ (реплики 72, 74), учитель не интересуется другими мнениями, хотя точно знает, что в классе они присутствуют. Если сейчас спросить «Кто думает иначе», логическое противоречие опять превратится в противостояние воль: «Я хочу так!» - «А я хочу иначе!»
Произошел ли какой-то сдвиг в понимании всей полноты условий действия с числовой прямой? Про весь класс пока ничего сказать нельзя: нет данных. Что можно сказать про Митю? Несколько минут назад этот мальчик защищал версию «Я так действую, потому что мне хочется написать побольше цифр» (реплики 53 - 55). В последней сцене именно Митя (выбор учителя очень неслучаен!) начинает действовать иначе: доопределяет задачу. Не стоит гадать, что помогло Мите увидеть ситуацию по-новому: однообразные, но весьма темпераментные аргументы противников его версии или легкие намеки учителя. Понятно одно: Митино представление о числовой прямой начало меняться.
По тому, какой способ доопределения задачи выбрал Митя (рис. 61), можно чисто гипотетически реконструировать направление его мысли. Задачу №3, вызвавшую столько споров, он превратил в знакомую задачу. (Стоит вспомнить, как Митя первоначально затруднялся в решении задачи №2 (реплика 11). Некоторая ригидность, безусловно, свойственна этому блистательному ученику, готовому ломать голову над каждой задачей, делиться своими сомнениями и, поняв свою ошибку, не сконфузиться, а радоваться ее преодолению.) Ни о какой гибкости способа действия с новым понятием пока что речи нет. Но вспомним: за плечами у этого ученика и у этого класса всего два урока работы с числовой прямой.